Воины РоссииПятница, 17.05.2024, 08:05
Главная | RSS
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2009 » Декабрь » 30 » Военная безопасность России.
18:04
Военная безопасность России.
Для России проблема военной безопасности имеет огромное значение по ряду причин.
Во-первых, особенности ее геополитического положения таковы, что она приближена ко многим очагам напряженности и происходящим вооруженным конфликтам. Учитывая особенности территории России, в частности огромную протяженность границ и большое количество соседей, высока вероятность образования по всему периметру, по всей площади соприкосновения ее территории с соседями пояса напряженности. Это создает уникальные условия для "растаскивания” военной мощи Российской Федерации по конфликтам и истощения ее. Вооруженные конфликты, развязанные в разных местах, представляют для России серьезную военную опасность и при затягивании перерастут в военную угрозу, сопоставимую по своим последствиям с крупномасштабной войной.
В этой связи контеррористическая операция на Северном Кавказе направлена не только против внутреннего вооруженного сепаратизма, но и против внешних сил, заинтересованных в расчленении России, в захвате важного стратегического плацдарма на Кавказе и ресурсов данного региона, таких, например, как нефть.
Во-вторых, исходя из особого геополитического положения Россия практически будет вовлечена во многие споры глобального, регионального и местного характера.
России надо быть готовой к тому, что произойдет схождение общих, глобальных, мировых и региональных противоречий на территории, ранее занимаемой Советским Союзом, главным образом на огромных просторах России.
Она объективно станет полем, где разразятся многие глобальные кризисы, такие, как сырьевой и энергетический; экономический; демографический; экологический; продовольственный; технологический; духовно-идеологический, также активизируется криминальная среда (наркобизнес, терроризм и т.д.).
Эти известные и вновь возникающие проблемы обострят противоречия между государствами и подтолкнут их к решительным действиям, в том числе и с использованием военной силы.
В-третьих, сама по себе территория, имеющиеся уникальные природные и произведенные ценности представляют интерес для других государств и центров сил. В этой связи нелишне еще раз вспомнить, что Россия владеет стратегическими запасами энергоресурсов. Примерно 15-20 % мировых прогнозируемых запасов нефти, 42% мировых запасов газа, 43% угля, 25% мировых запасов древесины.
В-четвертых, внутренняя нестабильность, экономический кризис и отсутствие надлежащей военной организации, способной вести современную войну, могут стимулировать вооруженную агрессию. Военная история России знает на этот счет немало примеров «совпадения» вооруженной агрессии в тот момент, когда страна переживала нелегкие времена.
В этой связи быстрейшее преодоление кризисных явлений в экономике, политике и социальном самочувствии народа России, развитие науки, культуры, налаживание взаимовыгодных международных отношений являются базовыми и главными направлениями военной безопасности государства. В то же время только экономическая мощь государства, высокий престиж воинского труда в обществе могут обеспечить создание современной военной организации, ядром которой по праву являются Вооруженные Силы.
Наиболее уязвимыми в плане военной безопасности в ближайшее время станут следующие направления.
Западное направление уязвимо от расширяющегося блока НАТО, который в зависимости от развития ситуации в самой России будет или плавно наращивать свое силовое давление, используя фактор сдерживания, или путем создания ощутимого превосходства в военной силе (как это делали США во всех вооруженных конфликтах) нанесет мощный стратегический удар и попытается расправиться одним махом с "источником нестабильности и угрозы всему миру”.
После расширения военная группировка НАТО продвинулась на Восток на 650 - 750 км. Состав объединений ВВС НАТО увеличился по тактической авиации на 17 - 20 %. Альянс получил в свое распоряжение около 300 первоклассных аэродромов. На них можно сосредоточить 3500 боевых самолетов. Использование этих аэродромов позволяет НАТО наносить ракетно-бомбовые удары вплоть до Волги и Урала, уничтожать позиции стратегических ракет России.
Набирает силу процесс вытеснения России с Балтики. Об этом свидетельствуют факты повышенного военно-политического внимания к Калининградской области. Все громче раздаются голоса критиков из числа западных политиков, которые считают группировку Вооруженных Сил Российской Федерации «основным дестабилизирующим фактором в этом регионе». Отмечается удивительная синхронность в разного рода антироссийских информационно-психологических акциях, которые предпринимают страны Балтии в последнее время.
В качестве иллюстрации можно привести требования к России «выплатить компенсацию за причиненный ущерб в советское время», бесконечные обвинения в имперстве и периодические судилища антифашистов и партизан за «преступления», совершенные в годы Второй мировой войны.
Южное направление уязвимо по целому комплексу взаимосвязанных причин: нестабильная социально-политическая ситуация; вооруженные конфликты как вблизи России, так и на ее территории; активизация терроризма и наркобизнеса и т. д.
В причудливом узоре восточного направления обеспечения военной безопасности России особое место должно принадлежать среднеазиатскому направлению, или, как сейчас принято называть, Центрально-азиатскому региону. Нельзя отнести к абстрактным возможность прорыва агрессивных сил через бывшие республики СССР, и особенно через Казахстан, в Зауралье и Западную Сибирь. Это позволит "разрезать” Россию пополам и выйти к ее богатым залежам энергоресурсов, где их сосредоточено около 90%.
На случай неудачи планов по отрыву центрально-азиатских стран от России в качестве резервного варианта, по мнению аналитиков, силами, не заинтересованными в могуществе России, рассматривается дестабилизация обстановки в регионе при помощи афганского движения "Талибан”. Как утверждается в печати, "Талибан” был создан ЦРУ США, пакистанской межведомственной разведкой ИСИ и ваххабистскими кругами Саудовской Аравии.
Дальневосточное направление уязвимо со стороны трех наиболее влиятельных сил региона - Китая, Японии и США. Здесь комплекс вызовов безопасности в зависимости от характера внутреннего развития России будет постепенно или энергично смещаться от демографического, экономического, социального - к военному (особенно в случае резкого снижения военной мощи России).
Китай быстро набирает экономическую и военную силу. Однако он испытывает серьезные трудности с перенаселением и недостатком природных ресурсов.
Отмечается удивительное совпадение по месту и времени усиления политического нажима Японии на Россию по проблеме «северных территорий» в моменты, когда наша страна сталкивается с очередными трудностями.
Северное направление наиболее уязвимо с точки зрения экономической безопасности и территориальной экспансии. Последняя может быть осуществлена под предлогом обеспечения экологической безопасности региона и мира (о. Новая Земля, ядерные отходы кораблей Северного флота, нефте- и газопроводы северной части европейской России и т.д.), защиты прав народов Крайнего Севера, а также совместных предприятий, в которые вложен значительный иностранный капитал.
На Севере, в относительно благополучном регионе Баренцева моря, отношения России и Норвегии осложнены неурегулированностью вопросов о границе континентального шельфа и между экономическими зонами. В перспективе можно ожидать от норвежского руководства действий по пересмотру разграничения арктических вод, континентального шельфа и экономических зон.
В последнее время обозначилась тенденция введения в одностороннем порядке Норвегией квот вылова рыбы, невыгодных для российских моряков. Отмечается интенсивная деятельность НАТО по освоению архипелага Шпицберген, использованию существующей там инфраструктуры кораблей и авиации. Нет гарантий, что Норвегия не откажется от демилитаризованного статуса Шпицбергена попытаться вытеснить Россию с архипелага.
Будет возрастать интенсивность разведывательной деятельности и проведения учений НАТО в этом регионе.
Военно-политические цели не забывают и так называемые «Научные арктические экспедиции» подводных сил США, выполняемые по программе SCICEX. В рамках этой программы "двойного” назначения американским военно-политическим руководством и его союзниками под прикрытием научно-исследовательсткой деятельности осуществляются широкомасштабные разведоперации по изучению и освоению Арктического бассейна подводными и противолодочными силами.
США проводили и проводят беспрецедентные разведывательные операции по установлению разведаппаратуры на дне и подключению ее к нашим подводным кабельным линиям связи в Охотском и Белом морях. Имеются документальные подтверждения о подъеме американцами с помощью специальной техники со дна океанов и морей наших затонувших подводных лодок, баллистических и крылатых ракет, для последующей транспортировки и изучения в СЩА. Причем такие операции санкционировались лично президентом США.
Поэтому как итог в ближайшее время следует ожидать изменения военно-политической стратегии развитых государств. Почему?
Во-первых, исходя из сложностей внутреннего положения России и обострения проблем обеспечения военного строительства развитые страны, и прежде всего США, активизируют усилия по разрушению военной структуры РФ, сосредотачивая основные усилия на ликвидации ракетно-ядерного потенциала, разрушении военно-промышленного комплекса и деморализации армии.
Во-вторых, исходя из отработанной практики развязывания и ведения вооруженных конфликтов малой интенсивности и локальных войн развитые государства в случае возникновения острых противоречий и конфронтации будут воздействовать на Россию таким образом, чтобы сориентировать ее военное строительство исключительно на подготовку и ведение вооруженных конфликтов и локальных войн. Втянув ее в серию мелких вооруженных конфликтов в разных местах и направлениях, они тем самым вызовут перенапряжение и рассогласование всей системы обороны государства.
В этом случае за пределами государственной политики останется готовность государства к широкомасштабной войне (хотя и маловероятной, но все-таки возможной в силу отмеченных ранее геополитических особенностей России).
В-третьих, отработанная западными государствами практика развязывания вооруженных конфликтов и управления ими с активным использованием третьих стран и отдельных экстремистских сил, возможно, будет применена еще не один раз к России.
Это позволит, с одной стороны, держать в напряжении государство, отвлекать его от решения созидательных задач, истощать материальные и людские ресурсы, сковывать его инициативу в ближнем и дальнем зарубежье.
С другой стороны, это даст возможность заинтересованным силам и государствам проверить уязвимость системы военной безопасности, определить наиболее благоприятные для осуществления военной агрессии направления и перестроить соответствующим образом свои стратегические планы по отношению к России.
Исходя из многовариантности развития событий как на международной арене, так и внутри страны Россия по-разному может быть представлена в системе современных военно-политических отношений и, следовательно, может проводить соответствующую военную политику.
В одном случае она может быть представлена как самостоятельный и влиятельный субъект мирового сообщества. Для этого необходимы: нормально функционирующая экономика; социальная стабильность; военная мощь; гибкая дипломатия; эффективная военная политика.
В другом случае по мере незначительной утраты своей самостоятельности и определенных ограничений в области реализации национальных интересов Россия может стать партнером одного из кандидатов на мировое лидерство (США или Китая).
В третьем случае по мере выхода военно-политической обстановки из-под контроля, когда вероятность столкновения "мусульманского” мира с "немусульманским” будет достаточно высока, а цепная реакция вооруженных конфликтов втянет в вооруженную борьбу многие народы, Россия может превратиться в военно-политический буфер для противоборствующих сторон.
В четвертом случае при значительной утере самостоятельности, экономическом, социальном и особенно военном ослаблении Россия может превратиться не только в место захоронения экологически опасных отходов, в первую очередь ядерных и химических (обширная территория, удаленность от мест обитания и природные холодильники в виде вечной мерзлоты позволяют это сделать лучше, чем в других странах), но и в полигон проверки тактико-технических данных оружия и боевой техники, а также стать местом "разборок” между крупными террористическим группировками.
В этих условиях военная политика России вынуждена будет сместить приоритеты в сферу специальных операций и комбинированных способов обеспечения военной безопасности, существенно отличающихся от традиционных форм проведения военных операций. Новая военно-политическая реальность будет ставить перед политиками и особенно военными такие задачи, какие они не решали ни в одной военной академии.
Существует достаточно твердое убеждение, что в новом столетии войны с участием России приобретут совершенно иной, непривычный для нас облик.
Высокотехнологически оснащенный противник будет наносить массированные удары высокоточным оружием, находясь за пределами досягаемости средств поражения противника. Эти удары будут сопровождаться мощным радиоэлектронным и информационно-психологическим воздействием, проведением диверсионных акций в ходе специальных операций и широким использованием оружия, основанного на новых физических принципах.
По мнению председателя Комитета Государственной Думы по обороне генерала армии А.И. Николаева, будущая война станет «интегрированием специальных действий и специальных операций, проводимых силами спецподразделений, укомплектованных тщательно подготовленными профессионалами, оснащенных специальными видами оружия и средствами обеспечения. В данном плане конфликты в Персидском заливе, Югославии, события в Чечне и Таджикистане напоминают события на Хасане, Халкин-Голе и советско-финскую войну 1939 - 1940 гг…. это будет война разных возможностей».
Таким образом, военная безопасность России во многом будет зависеть от того, как она сумеет эффективно распоряжаться уникальным геополитическим и геостратегическим положением, своими природными богатствами, экономическим потенциалом и культурными ценностями в интересах обеспечения безопасности и развития страны.
Военная безопасность России будет зависеть от качества ее международной политики, и прежде всего "патриотической упругости” и гибкости дипломатии, способной использовать не только дружественные отношения, но и противоречия между конкурентами России в интересах ее выживания, развития и процветания как субъекта мировой цивилизации.
Военная безопасность России будет зависеть также от эффективности военного строительства и качества военной организации государства, способности ответить на самые разнообразные и изощренные формы современной военной агрессии.
Однако только во взаимодействии с другими структурами, в комплексе с различными способами и средствами невоенного обеспечения интересов государства Вооруженные Силы могут обеспечить военную безопасность государства.
Методические рекомендации.
1. При рассмотрении первого вопроса для всех категорий слушателей ОГП принципиально важно уяснить, что международное положение претерпело такие качественные изменения, которые не завершены и полностью не осмыслены. Более того, даже стабильные и обеспеченные государства оказались неспособными правильно среагировать на эти изменения. Везде и всюду проявляется стремление решить новые проблемы старыми способами.
К сожалению, одним из таких способов выбрана снова военная сила. Показательна в этом отношении военная агрессия 19 сытых, богатых и стабильных государств под руководством США против одной истерзанной внутренними распрями Югославии.
Целесообразно о войне на Балканах сделать специальное сообщение или доклад.
2. На семинарских занятиях рекомендуется использовать исторический материал, показывающий реакцию России в сложной ситуации и роль армии в обеспечении безопасности в сложные для России времена. В качестве примера можно взять ХIХ век или начальный период Великой Отечественной войны, когда, казалось бы, из безвыходной ситуации был найден выход и обеспечена независимость государства.
3. Раскрывая источники военной опасности, важно показать, что они вдруг не возникают, а вырастают из противоречий и конфликтов, которые на определенной стадии «запрашивают» военную силу. В этой связи необходимо подготовить справку о развязывании известных в истории войн. Показать, как незначительные разногласия при определенных условиях перерастают в настоящую войну.
4. Особое внимание в раскрытии современных источников войн необходимо уделить военно-промышленному комплексу (ВПК) развитых государств, который в целях получения сверхприбыли готов стимулировать вооруженные конфликты и войны. С этой целью через призму интересов ВПК объяснить инициативу США в создании национальной ПРО, специально посвятить этому отдельное выступление.
5. Исходя из того, что все подчиняется законам развития и взаимосвязано, необходимо подробно остановиться на том, что современные Вооруженные Силы России должны, с одной стороны, отвечать характеру международной обстановки и особенностям геополитического положения страны, с другой - возможностям государства и, с третьей стороны, они должны строиться на достижениях современной военной науки и практики. Главная задача военного строительства и боевой подготовки - это готовиться не к войнам прошлого, а к войнам будущего. В этой связи важно подчеркнуть, что Россия не разделяет политику агрессии и милитаризма, но она должна уметь давать отпор любому военному агрессору. В этом святом деле обеспечения независимости государства ведущая роль принадлежит Вооруженным Силам Российской Федерации.

Просмотров: 1597 | Добавил: ZONDER | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz